СМИ в Литве


В нашей повседневной жизни мы окружены непрекращающимся потоком различной информации, и значительная часть этой информации приходит к нам из СМИ. Низкое качество и даже откровенный вред некоторых из этих источников ставит перед нами важную задачу – отсечь все ненужное и вредное и оставить лишь то, что удовлетворит нашу потребность в актуальной и правдивой информации и не оставит в нашей голове после себя горы ментального мусора. Для тех, кто еще не получил вид на жительство или не переехал в Литву и не познакомился с литовскими СМИ лично, предлагаем прочитать эту статью, посвященную истории их становления и их актуальному положению в современном литовском обществе.

СМИ в Литве

Содержание:

1) Современное состояние средств массовой информации в Литве
• Газеты
• Интернет
• Журналы
• Телевидение
• Радио
2) Англо-, русско- и польскоязычные СМИ в Литве
3) История развития литовских СМИ

1) Современное состояние средств массовой информации в Литве

Литовские газеты переживают сегодня непростые времена: газетные СМИ сокращают свои тиражи, ежедневные газеты становятся еженедельными, а их аудитория неизменно «стареет». На плаву еще пока остались такие ежедневные издания как «Lietuvos rytas» (левые, антирелигиозные взгляды), «Vakaro žinios» (бульварная пресса, консервативные взгляды) и «Lietuvos žinios» (центральное издание).

В то же время доля новостных интернет-порталов неизменно растет, несмотря на их либеральное отношение к бесчисленным оскорбительным комментариям под практически каждой статьей (некоторые психологи даже утверждают, что для литовцев это стало новым способом выражения своей агрессии). Основными порталами являются delfi.lt (левые взгляды), lrytas.lt (левые, антирелигиозные), alfa.lt (левоцентристские) и balsas.lt (правоцентристские).

Журналы «чувствуют себя» куда лучше, чем газеты. Издание Veidas (консервативный, исповедует принцип невмешательства) является самым долгоживущим еженедельником среди всех политических обозревателей. Большинство ежемесячных журналов, ориентированных на женщин, освещает широкий спектр тем, в то время как издания, предназначенные для мужчин, являются, как правило, тематическими (автомобили, рыбалка и т.д.).

Интернетизация СМИ в меньшей степени навредила телевидению. Тем не менее, все больше литовцев не считают телевизор обязательным атрибутом своего жилища: так около 40% молодых людей предпочитают вовсе не иметь дома телевизор, а некоторые даже гордятся этим, объясняя свой отказ низким качеством программ, транслируемых коммерческими станциями (TV3 и LNK - два лидера, практически полностью захватившие все телевещательное пространство Литвы - оба имеют в подчинении множество более мелких каналов, нацеленных на конкретную аудиторию). Государственный канал LRT предлагает телезрителям меньше популярных программ и пользуется спросом в основном среди старшего поколения.

Радио по-прежнему популярно среди молодежи как источник музыки (особенно за рулем), в то время как для остальных равноценной ему заменой служит включенный в качестве фона телевизор.

Все телевизионные станции являются общенациональными (располагаются в Вильнюсе). И хотя в Литве и существует ряд небольших региональных газет, она, вероятно, слишком мала для развития мощной сети региональных СМИ.

2) Англо-, русско- и польскоязычные СМИ в Литве

Большинство литовских интернет-порталов располагают своими урезанными англоязычными версиями, кроме того на английском языке издается газета Baltic Times (совместно с Латвией и Эстонией). Хотя зарубежные СМИ и освещают ключевые события, имеющие место в Литве, однако, у них, как правило, слабая корреспондентская и информационная база в странах Балтии, на которые они ориентированы.

Российские и польские СМИ распространены куда шире. Польские средства массовой информации в значительной степени сосредоточены вокруг польского меньшинства на юго-востоке Литвы (радиостанция Znad Willi, ежедневник Kurjer Willenskij). Российские же СМИ пользуются популярностью и среди «нерусского» населения, которое выросло еще при советской власти и владеет русским языком практически на уровне носителя. В afficionados утверждают российские телепередачи являются более высокобюджетными и соответственно более качественными. Противники же подчеркивают анти-литовскую пропаганду некоторых российских телеканалов. Оба мнения относятся к передачам, созданным в самой России (которые, надо отметить, имеют куда большую популярность, чем передачи, созданные местной русской диаспорой).

3) История развития литовских СМИ

Собственно кризис литовских средств массовой информации начался еще до того, как Интернет начал вытеснять традиционные СМИ. В 1990-2004 гг. «освобожденные» СМИ Литвы действительно представляли собой Четвертую власть в полном смысле этого слова. Все опросы общественного мнения показывали, что к средствам массовой информации доверие населения было самым высоким (оставив позади церковь, армию и все государственные органы). В обществе превалировал образ журналистов как "борцов за правду", некоторые из которых даже пожертвовали ради нее своей жизнью (так Vitas Lingys был убит за свою статью о мафии; в память о нем его имя до сих пор печатается на последней странице каждого издания газеты Respublika, в которой он работал). В коррумпированной атмосфере той эпохи лишь страх перед гласностью мог заставить судей, прокуроров и политиков отказаться от взяток мафии.

Позже, однако, независимые СМИ начали «уходить в подполье», в то время как несколько медийных компаний переняли контроль над большинством газет, теле- и радиостанций и интернет-порталов. Среди людей распространилось мнение, что СМИ нарочито замалчивают о проступках своих рекламодателей. Доверие к средствам массовой информации резко упало после того, как было замечено, что некоторые события освещаются в них весьма однобоко. Хотя согласно опросам большинство населения все еще им доверяет.

Вверх