Православие в Литве


В прошлое воскресенье Русская Православная Церковь, а значит и подчиненная ей Виленско-Литовская епархия отметила величайший христианский праздник – Воскресение Христово, или Пасху. В связи с этим в нашей новой статье мы решили немного рассказать об истории становления Православия на литовской земле. Вероятно, эта информация будет интересна православным верующим, которые по тем или иным причинам решили переехать в эту страну и либо уже оформили вид на жительство в Литве, либо планируют это сделать, а так же всем тем, кто интересуется историей Литвы.

Православные верующие Литвы

Содержание:

1) История Православия в Литве
2) Православная Церковь Святого Духа в Вильнюсе
3) Свято-Преображенская церковь в Кедайняй
4) Воскресенская Православная Церковь в Каунасе
5) Православная Церковь Знамения Божией Матери в Вильнюсе

1) История Православия в Литве

Итак, в Литве православная вера носит, вероятно, даже более узко-этнический характер, чем иудаизм. То есть, подавляющее большинство православного населения Литвы этнически является славянским, в основном русским. Это явление резко контрастирует с тем, что в соседних Латвии, Эстонии и Финляндии огромную часть православных верующих составляет коренное население. Надо отметить так же тот факт, что автокефальной, т.е. самостоятельной Литовской православной церкви не существует - все православные церковные здания и клир находятся в прямом подчинении Русской Православной Церкви в Москве и образуют Виленско-Литовскую епархию.

В Вильнюсе, являющемся столицей многоконфессиональной Великого княжества Литовского в течение многих столетий, православные церкви начали возникать c 14-го века. В другие уголки Литвы православная вера проникла только после присоединения к Российской империи в 1795 году. Проводимая Российской империей активная политика русификации местного населения способствовала возникновению большого количества православных церквей с их широкими куполами на новых площадях и вдоль проспектов, и поэтому даже сегодня в районах Вильнюса 19-го века постройки православные храмы численно превосходят католические. В каждом более-менее крупном городе Литвы в 19-ом веке была построена хотя бы одна православная церковь (в Вильнюсе и Каунасе их число было куда больше). Небольшая часть этих церковных построек были переданы в распоряжение римско-католической общины после обретения независимости в 1918 году, однако даже после этого их характерные фасады и купола в нео-византийском стиле остались нетронутыми.

В Литве действуют 43 православных храма, при чем самые старые и примечательные находятся в Вильнюсе. 4,6% литовского населения исповедуют Православие.

2) Православная Церковь Святого Духа (Aušros Vartų g. 10, Вильнюс)

Православная Церковь Святого Духа (Aušros Vartų g. 10, Вильнюс)

Комплекс, состоящий из Свято-Духовской Церкви и прилегающего к ней монастыря, был основан в 1567 году по заказу короля Польского и Литовского Владислава Вазы. К концу 16-го века рядом с церковью возник монастырь, школа и типография. В 1749 году церковь была сильно повреждена в результате пожара.

После реконструкции 1749-1753 гг. (под руководством архитектора Иоганном Криштофом Глаубицем) церковь стала единственной православной святыней в стиле барокко в Литве. Интерьер был увенчан деревянным иконостасом, напоминающим католический алтарь, под которым был построен склеп для упокоения мощей православных святых Антония, Иоанна и Евстафия. В 1853 году мощи были перенесены в новый ковчег. Последняя реконструкция церкви была осуществлена по инициативе Н. Муравьева. Монастырский комплекс включает в себя два монастыря: мужской монастырь Святого Духа (построен на стыке 15-го и 16-го веков) и монастырь Святой Марии Магдалины (построенный в конце 16-го века).

Сегодня Свято-Духовская церковь является главным православным храмом Литвы, а мужской и женский монастыри, располагающиеся рядом с церковью, являются единственными действующими православными монастырями в стране.

3) Свято-Преображенская церковь (Gedimino gatvė 2, Кедайняй)

Свято-Преображенская церковь (Gedimino gatvė 2, Кедайняй)

Свято-Преображенская церковь находится в городе Кедайняй (прямо в центре Литвы). Первая православная деревянная церковь была построена в 1643 г. С 1652 г. она принадлежал православному монастырю Святого Преображения Господня, который был уничтожен пожаром в 1771 году. После этого монастырь так и не был восстановлен и насельники монастыря переехали в монастырь Святого Духа в Вильнюс. В 1798 году монастырь был официально закрыт. Несмотря на рекомендации Священного Синода Русской Православной Церкви оставшийся без монастыря храм не был преобразован приходскую церковь из-за малого числа православных христиан, постоянно проживающих в Кедайняй в то время. Службы в ней проходили лишь изредка, когда в город прибывали русские полки.

В 1841 году ситуация изменилась вместе с переселением в город большего количества русских. В 1895 году церковь уже даже не могла вместить всех верующих, и на ее месте был построен больший храм, который и сохранился до наших дней. Во время Первой мировой войны церковь не действовала. Лишь в 1918 новое приходское духовенство прибыло в Кедайняй. В 1947 году храм был официально зарегистрирован Советской властью как действующий и в данный момент он насчитывает около 230 прихожан.

4) Воскресенская Православная Церковь (Vytauto prospektas 38, Каунас)

Воскресенская Православная Церковь (Vytauto prospektas 38, Каунас)

Воскресенская церковь была построена в 1862 году на территории местного православного кладбища. Изначально церковь принадлежала приходу Святого Александра Невского, но в 1882 году в связи с постоянным ростом числа православных русских, проживающих в городе, она была превращена в приходскую церковь. С 1884 г. при церкви действовала приходская школа. Храм был закрыт после того, как немцы вошли в Каунас во время Второй мировой войны. Как только Литва вновь обрела независимость, новое правительство конфисковало все православные храмы в Каунасе, рассматривая их как одно из основных средств ненавистной русификации, оставляя в руках русской Православной Церкви только самый маленький - Церковь Святого Воскресения. В 1923 году церковь была отремонтирована и вновь освящена Литовским митрополитом Елевферием (Богоявленским). В то же самое время церковь была возведена в ранг собора Виленско-Литовской епархии, несмотря на свои небольшие размеры. Это решение было обусловлено территориальными спорами со Второй Речью Посполитой по поводу Вильнюсского региона. Хотя митрополит Елевферий был вынужден переехать в Каунас, название епархии никогда не менялось.

Вскоре стало понятно, что маленькая церковь не могла служить в качестве собора, и митрополит решил ее увеличить. Он создал специальную комиссию, которая должна была выбрать лучший проект для реконструкции. Тем не менее, в 1930 году от этой идеи отказались, так как местное правительство согласилось оказать финансовую поддержку на строительства нового православного собора. Так, между 1932 и 1935 годами рядом с Воскресенской церковью был возведен Благовещенский собор. Сразу же после его освящения церковь утратила статус собора и была преобразована во вспомогательную церковь, где службы проводятся только во время крупных праздников.

В 1947 году Советское правительство дало согласие на возобновление служб в церкви. В 1957 году здание было реконструировано. Тем не менее, всего четыре года спустя местное правительство решило, что Благовещенский приход не нуждается аж в двух храмах, и превратил Воскресенскую церковь в административное здание. Вся церковная утварь была перенесена в собор. В 2000 году церковь была возвращена православной епархии. На сегодняшний день в ней совершаются требы.

5) Православная Церковь Знамения Божией Матери (Vytauto gatvė 21, Вильнюс)

Православная Церковь Знамения Божией Матери (Vytauto gatvė 21, Вильнюс)

Храм был воздвигнут в 1903 году и накрыт красивейшими куполами в неовизантийском стиле. Знаменская церковь является одной из самых благолепных православных церквей Вильнюса. Интерьер храма помимо многочисленных икон украшают живые растения, благодаря которым кажется, что храм по-настоящему живет и дышит. Рядом с иконами помещены молитвы для каждого святого, правда, тексты молитв написаны на церковно-славянском, поэтому, чтобы их прочитать, Вам нужно хоть немного ориентироваться в церковно-славянской грамоте. Церковь была полностью реконструирована внутри и снаружи в 2009 году.

Вверх